Чтение изменяет структуру головного мозга

Резюме. Однако долгосрочность этих изменений остается неизвестной

Большинство людей могут назвать, по меньшей мере, одно художественное произведение, которое, по их мнению, оказало большое влияние на их образ мыслей и даже жизни. Ученые из Университета Эмори (Emory University), Атланта, США, в ходе нового нейробиологического исследования нашли объяснение этому факту. Оказалось, что такие ощущения связаны с наличием биологических изменений в головном мозгу, которые возникают после прочтения художественного произведения и могут быть зарегистрированы в течение некоторого времени. Результаты исследования опубликованы в журнале «Brain Connectivity».

Нейрофизиолог Грегори Бернс (Gregory Berns), руководитель данного исследования, отмечает, что чтение рассказов и повестей формирует жизнь человека и в некоторых случаях позволяет лучше понять себя. Цель данной работы — изучение процесса влияния литературы на структуру головного мозга. Для этого ученые с помощью функционального магнитно-резонансного исследования (фМРИ) идентифицировали устоявшиеся нейронные связи, ассоциированные с чтением художественной литературы. Они отметили, что большинство предыдущих исследований было сфокусировано на изучении влияния чтения коротких рассказов на когнитивные процессы, непосредственно в момент чтения.

Участниками исследования продолжительностью 19 дней стал 21 волонтер в возрасте 19–27 лет. Все они читали написанное в 2003 г. произведение Роберта Харриса «Помпеи», сюжет которого основан на реальных событиях — извержении вулкана Везувий в Италии в античные времена. Главный герой романа обращает внимание на необычное поведение вулкана и пытается вовремя вернуться в Помпеи, чтобы спасти любимую.

В течение первых 5 дней исследования участники каждое утро в состоянии покоя проходили фМРИ. Затем их попросили в течение 9 дней каждый вечер читать указанное произведение в среднем по 30 страниц. После прочтения книги, успешность которого ученые проверяли с помощью тестирования, участники вновь проходили фМРИ в состоянии покоя.

Оказалось, что после чтения у участников увеличивалось количество нейронных связей в левой височной доле коры головного мозга — области, связанной с восприятием языка. Поскольку фМРИ участники проходили в состоянии покоя, ученые склонны считать такое увеличение «теневой активностью», схожей с мышечной памятью. Кроме того, увеличение количества связей наблюдалось и в пределах центральной борозды, в местах расположения первичных сенсорных и моторных областей головного мозга. Деятельность нейронов этих областей связана с созданием образа ощущений тела — явлением, известным как обоснованное познание (например при мысли о беге можно зафиксировать активизацию нейронов, связанных с выполнением физической активности).

Авторы отмечают, что выявленные нейронные изменения, связанные с движением и физическими ощущениями, свидетельствуют о том, что мозг реагирует на действия главного героя так, как реагировал бы на то же поведение читателя в реальной жизни. Давно известно, что хорошо написанное художественное произведение может помочь человеку почувствовать себя в роли героев. Теперь же, отмечают ученые, получены доказательства наличия биологического основания таким ощущениям. Остается неясным: насколько долгосрочны подобные изменения? Однако тот факт, что их можно выявить в течение нескольких дней, означает, что наиболее любимые художественные произведения действительно могут оказывать значительное влияние на структуру головного мозга.

Юлия Котикович

16 октября, 2020
Was this article helpful?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *