Liki24 UA

Стресс в раннем возрасте способствует развитию тревоги у девочек-подростков

Резюме. У них выявлены повышенный уровень гормона стресса и нарушения связей между областями мозга, ответственными за регуляцию эмоций

В продолжительном популяционном исследовании Wisconsin Study of Families and Work американские ученые из Висконсинского университета в Мадисоне (University of Wisconsin-Madison) показали, что причины нарушений повседневного функционирования головного мозга и связанных с ними тревоги и депрессии у девочек-подростков уходят корнями в раннее детство.

В период 1990–1991 гг. к участию в исследовании привлекли 570 семей с детьми, многие из которых, достигнув в настоящее время возраста 21 года–22 лет, все еще продолжают участие в нем. Первоначальной целью работы было изучение неблагоприятных последствий беременности и родов, неправильного ухода за детьми и других факторов, однако спустя годы поиск привел к важным открытиям, связанным с социальными, психологическими и биологическими факторами риска развития проблем психического здоровья у детей и подростков.

Так, у 4-летних дошкольниц, воспитывавшихся подверженными стрессу матерями, чаще отмечены высокие уровни кортизола в слюне, а 14 лет спустя сканирование мозга девочек с наивысшим уровнем этого гормона показало нарушения связей между областями мозга, ответственными за регуляцию эмоций (в частности миндалевидного тела и области вентромедиальной префронтальной коры). Активность мозга определяли методом функциональной связности в состоянии покоя (resting-state functional connectivity).

Повышенный уровень гормона стресса в детстве и нарушения формирования связей между указанными структурами мозга примерно в 65% случаев являлись предикторами развития тревоги и депрессии у девочек-подростков. Гендерные различия полученных результатов, вероятно, связаны с более высокой эмоциональной реактивностью лиц женского пола на жизненные ситуации, особенно стрессовые.

Ученые считают, что полученные сведения позволят клиницистам лучше понять механизмы развития человеческого мозга и помогут в разработке превентивных стратегий, способных помочь детям достичь эмоционального благополучия и устойчивости.

Результаты исследования опубликованы 11 ноября 2012 г. в журнале «Nature Neuroscience».

Burghy C.A., Stodola D.E., Ruttle P.L. et al. (2012) Developmental pathways to amygdala-prefrontal function and internalizing symptoms in adolescence. Nature Neuroscience, November 11 [Epub ahead of print].

University of Wisconsin-Madison (2012) Early stress may sensitize girls’ brains for later anxiety. ScienceDaily, November 12 (www.sciencedaily.com­ /releases/2012/11/121111152930.htm).

Ивета Щербак

22 мая, 2021
Was this article helpful?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *