Liki24 UA

Преждевременные роды могут быть причиной развития аутизма

Резюме. Так как способствуют формированию у детей атипичных социальных взаимодействий

Преждевременные роды могут быть причиной развития аутизмаИзвестно, что у детей, рожденных до 37-й недели гестации, еще долгое время сохраняется повышенный риск развития различных осложнений. Некоторые из них, например нарушение дыхания, проявляются непосредственно после рождения, другие, такие как задержка развития, могут быть диагностированы значительно позже. В ходе новой работы, опубликованной недавно в журнале «Infancy», ученые из Киотского университета (Kyoto University), Япония, обратили внимание, что преждевременно рожденные дети с признаками атипичного социального взаимодействия более склонны к развитию аутизма, чем их сверстники.

Неудивительно, что очень недоношенные дети чаще контактируют с людьми в первые дни своей жизни, чем младенцы, рожденные в срок, вследствие необходимости оказания им медицинской помощи. Такие процедуры ограничивают социальные и физические контакты детей с матерью в среднем на 14%. Возможно, что именно этот дефицит общения способствует развитию у преждевременно рожденных детей нетипичных социальных коммуникаций, а следовательно, повышает риск развития расстройств аутистического спектра. Автор данного исследования доктор Масахиро Имафуку (Masahiro Imafuku) отметил, что недоношенные дети испытывают огромный стресс в первые дни после рождения, так как условия окружающей среды значительно отличаются от внутриутробных. Это делает их более подверженными возникновению проблем в развитии, даже если никаких отклонений не наблюдается при выписке из больницы.

В ходе данной работы ученые оценивали поведение детей в возрасте 6 и 12 мес, часть из которых были рождены в срок, а часть — преждевременно. Для этого специалисты отслеживали движение глаз детей в двух различных заданиях. В первой части исследования участникам демонстрировали видео, на котором были изображены люди и геометрические фигуры. Длительную фокусировку взгляда на каком-либо предмете оценивали как заинтересованность. Таким образом, чем дольше ребенок фокусировал взгляд на людях, тем более интересными, по мнению исследователей, для него были окружающие. Ученые отметили, что дети, рожденные в срок, бóльшую заинтересованность выражали в отношении людей, а недоношенные — в отношении геометрических фигур.

На втором этапе работы исследователи оценивали, насколько хорошо дети сопровождали взглядом окружающих. Такая характеристика означает возможность понимать намерения других людей и способность воспринимать и понимать язык, также, как и произносить и использовать различные слова и предложения для социальной коммуникации. Аналогично результатам, полученным в ходе первой части исследования, ученые отметили, что в возрасте 6 мес дети, рожденные в срок, могли длительно зрительно следить за окружающими, что с большим трудом удавалось младенцам, рожденным преждевременно.

Несмотря на полученные результаты, авторы исследования подчеркнули, что у недоношенных детей в конечном итоге развивается интерес к окружающим и они начинают зрительно следить за ними. Однако существование возрастных различий в том, когда эта активность начинает проявляться у доношенных и недоношенных детей, предполагает наличие особенностей в развитии их нервной системы в первый год жизни. Так, в ходе одного из предыдущих исследований ученые выявили, что причиной пронзительного крика, свойственного только детям, рожденным преждевременно, является низкая активность у них блуждающего нерва — наиболее длинного черепно-мозгового нерва, чьи двигательные и чувствительные волокна проходят через область шеи и грудной клетки в брюшную полость. Особая пронзительность плача отражает активность нерва, которая связана с регуляцией деятельности сердца, гортани, глотки и развития когнитивных способностей. На сегодня остается не выясненным, имеется ли взаимосвязь между пронзительным плачем и нарушением когнитивных функций у детей, рожденных преждевременно.

Что касается социального развития, то в ходе проведения недавних работ ученые обратили внимание, что у недоношенных детей больше проблем в школе и в общении с другими детьми, чем у их сверстников, рожденных в срок. В 2000 г. эксперты начали наблюдать за детьми, рожденными преждевременно, и продолжали это наблюдение в течение 10 лет. Они отметили, что у таких детей было больше поведенческих проблем, а также трудностей с мышлением и обучением, чем у тех, которые родились в срок. Преждевременное рождение негативно отражалось на социальных навыках детей, они были более склонны к конфликтам, имели меньше друзей и реже достигали социального успеха.

Авторы исследования подчеркнули, что количество прежде­временных родов во всем мире с каждым годом увеличивается. Только в США ежегодно 380 000 детей рождаются недоношенными. Полученные результаты могут помочь родителям в выборе оптимальных развивающих методик, направленных на стимуляцию межличностных взаимоотношений. Ученые полагают, что родители должны прилагать максимум усилий для улучшения социального и когнитивного развития их детей, поощряя физические контакты, исследование ярких объектов и общение со сверстниками.

Юлия Коиткович

15 октября, 2020
Was this article helpful?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *