Полиненасыщенные жирные кислоты улучшают навыки чтения

Резюме. У детей школьного возраста

Полиненасыщенные жирные кислоты улучшают навыки чтенияУченые Салгренской академии Гетеборгского университета (Sahlgrenska Academy, University of Gothenburg), Швеция, в ходе новой работы получили доказательства того, что дополнительный прием омега-3- и омега-6-полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) улучшает навыки чтения у детей школьного возраста. Они отметили, что особо полезны будут ПНЖК для детей с проблемами внимания. Результаты исследования опубликованы в «The Journal of Child Psychology and Psychiatry».

В настоящее время влияние ПНЖК на поведение детей и их способности к обучению широко изучается специалистами. Известно, что рацион питания современного человека содержит относительно немного омега-3-ПНЖК, что может негативно сказываться на способностях к усвоению новых знаний, обучению грамматики и показателях внимания. Клеточные мембраны нейронов содержат большое количество ПНЖК, поэтому их дефицит в питании может приводить к нарушению передачи нервных импульсов и дерегуляции сигнальных систем в головном мозгу. В ходе предыдущих исследований ученые, изучавшие влияние диетических добавок с омега-3-ПНЖК на академические успехи школьников, не выявили позитивных результатов, что, по мнению автора данной работы доктора Матса Джонсона (Mats Johnson), могло быть связано с дизайном работы и дозами ПНЖК, которые предлагали употреблять детям.

В данное двойное слепое плацебо-контролируемое исследование были включены 154 школьника (возраст — 9–10 лет) из Швеции. Все они прошли компьютерное тестирование, позволяющее оценить различные характеристики их навыков чтения, такие как скорость, воспроизведение незнакомых слов и произношение. Участники были случайным образом распределены на две группы. Представители 1-й группы (n=78) в течение 3 мес принимали капсулы с омега-3- и омега-6-ПНЖК, 2-й группы (n=76) — идентичные плацебо-капсулы с пальмовым маслом. Через 3 мес все школьники начали получать капсулы с ПНЖК еще в течение такого же периода. Побочные эффекты приема препаратов наблюдались редко и в основном проявлялись болью в эпигастральной области и диареей.

Проанализировав показатели школьников в начале и в конце работы, ученые отметили, что дети, принимавшие ПНЖК, читали лучше, чем получавшие плацебо. Доктор М. Джонсон подчеркнул, что это было особо заметно при чтении вслух слов с неизвестным значением (фонологическое декодирование) и быстром прочтении серии букв (визуальный анализ). В исследовании не участвовали дети с диагностированным синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, однако ученые определили школьников с небольшими нарушениями внимания. Улучшение показателей этих детей после 3 мес приема ПНЖК было более явным, чем у их сверстников, и касалось в большинстве случае увеличения скорости чтения. Исследователи отметили, что полученные результаты свидетельствуют о том, что дополнительный прием ПНЖК может быть полезен для школьников, однако они считают необходимым подтвердить сделанные выводы в ходе более крупных работ.

Юлия Котикович

15 октября, 2020
Was this article helpful?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *