Liki24 UA

Оценивая качество пищи, мы полагаемся на свое зрение

Резюме. «Цветовой код» оказывает преобладающее влияние на выбор продуктов питания

Оценивая качество пищи, мы полагаемся на свое зрениеСогласно данным нового исследования, проведенного сотрудниками Международной школы перспективных исследований (International School for Advanced Studies — SISSA), Триест, Италия, зрительные образы имеют основополагающее значение, определяя выбор продуктов питания. Исследователи выдвинули гипотезу, согласно которой, оценивая предполагаемое потребление калорий, люди полагаются на «цветовой код». Рафаэлла Румиати (Raffaella Rumiati), нейробиолог и руководитель этого исследования, основываясь на отдельных теориях, отмечает, что развитие нашего зрительного анализатора происходило таким образом, чтобы легко идентифицировать особенно питательные ягоды, фрукты и овощи на фоне листвы. Известно, что в сетчатке человеческого глаза существует три типа фоторецепторов (колбочек), настроенных на восприятие преимущественно в трех различных диапазонах видимого спектра. Это означает, что мы можем воспринимать большее число цветов — больше, чем животные с монохроматическим или двухцветным зрением, однако меньше, чем представители животного мира с четырьмя или пятью типами фоторецепторов. При этом наша дифференциация красного цвета от зеленого отличается особой эффективностью, что может характеризовать человека как визуального представителя в животном мире, тогда как, например, собаки более полагаются на обонятельный анализатор. Поэтому выбор качественной пищи у человека, прежде всего, основан на оценке зрительного образа и, в частности, цвета продукта.

К настоящему времени существует лишь несколько научно-исследовательских проектов, сосредоточенных на данной тематике. Основой качества и ценности продуктов питания являются калорийность и белковый состав. Франческо Форони (Francesco Foroni), научный сотрудник в SISSA и первый автор данного исследования, объясняет, что в натуральных продуктах питания цвет, как правило, является достоверным показателем калорийности пищи. Считается, что питательная ценность необработанной пищи прямо пропорциональна интенсивности красного пигмента в ней. И наоборот, натуральные продукты зеленого цвета с большей вероятностью отличаются низким содержанием калорий. Зрительный анализатор человека в процессе эволюции безусловно адаптировался к указанной закономерности. Однако необходимо понимать, что это может быть верно и для обработанных и приготовленных продуктов, в которых основные показатели питательной ценности уже подверглись тем или иным изменениям.

Однако на самом деле данные литературы свидетельствуют о том, что приготовленным продуктам отдается предпочтение чаще, чем натуральным, и подобная тенденция прослеживается даже в животном мире. Подобное может объясняться тем, что в сравнении с натуральной пищей питательная ценность обработанных продуктов, как правило, выше при том же количестве пищи. Но после процесса приготовления пищи преобладание красного или зеленого пигмента больше не является достоверным фактором, влияющим на выбор продуктов. Еще одним фактором в пользу данной гипотезы является то, что «цветовой код» также не влияет на оценку при выборе непродовольственных товаров. И это означает, что цветовой код зрительной системы корректно активируется только при выборе пищи.

В экспериментальном исследовании, посвященном теме указанного научного проекта, участвовали 68 лиц с нормальным зрением. Испытуемые оценивали 779 цветных фотографий, треть из которых представляли изображения сырой и обработанной пищи. Также среди визуального материала были 400 фото различных предметов и 107 изображений животных и растений. Испытуемые получили задание оценить продукты, в цвете которых преобладал красный пигмент. И данные продукты воспринимались как более калорийные. Однако с несъедобными предметами такие закономерности не прослеживались.

Подводя итоги проведенного исследования, ученые отметили, что полученные новые факты относительно нюансов функцио­нирования зрительной системы человека предлагают интересные возможности, которые могли бы оказать влияние на здоровье населения и, в частности, стратегии лечения расстройств пищевого поведения путем модификации технологий маркетинга продуктов питания.

Наталья Савельева-Кулик

15 октября, 2020
Was this article helpful?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *