Новые нейролептики сильно повышают риск переломов у пациентов пожилого возраста

Резюме. Атипичные нейролептики следует применять с осторожностью и, по возможности, назначать альтернативное и более безопасное лечение

Новые нейролептики сильно повышают риск переломов у пациентов пожилого возрастаНейролептики нового поколения, которые также называют «атипичными антипсихотиками», по всей видимости, сильно повышают вероятность падений и переломов у лиц пожилого возраста. Подобная информация уже неоднократно появлялась в научной литературе, а в новом исследовании, опубликованном в январе в журнале «JAMA», она подтвердилась на выборке из около 200 тыс. пациентов.

Исследование имело обсервационный дизайн. Авторы проанализировали информацию о пациентах из канадских медицинских баз данных. Всего отобрали 97 777 пациентов в возрасте ≥65 лет, которые получали атипичные антипсихотики (кветиапин, рисперидон, оланзепин) в период 2003–2011 гг. Также подобрали 97 777 человек, соответствующих им по возрасту и полу, не принимавших эти препараты.

Пациенты находились под наблюдением на протяжении 90 дней с регистрацией падений и переломов. Выяснилось, что применение антипсихотиков действительно повышало вероятность этих событий. 90-дневный риск для переломов бедра при их приеме оказался достоверно повышен на 67%, для невертебральных переломов — на 51%, а для всех переломов — на 29%. Кроме того, вероятность обращения к врачу в связи с падением у этих пациентов была повышена на 54%.

Дальнейший анализ показал, что риск переломов не зависел от того, какой конкретно препарат применяли, от дозировки и от того, лечили ли пациента стационарно или амбулаторно.

Отдельно отметим растущее число назначений этих препаратов. Это обусловлено отчасти тем, что они обладают более мягким эффектом в сравнении с классическими нейролептиками, а именно — намного реже вызывают экстрапирамидные нарушения, гиперпролактинемию и ряд других побочных эффектов. На данный момент атипичные антипсихотики применяют не только для лечения шизофрении и мании при биполярном аффективном расстройстве, но и при депрессии, обсессивно-компульсивном расстройстве и других заболеваниях в основном в качестве дополнительной терапии. Что касается пациентов пожилого возраста, им эти препараты в последнее время стали чаще назначать для симптоматического лечения при деменции.

Отметим, что эти препараты не являются полностью безопасными. Во многих научных работах выявлена связь между их приемом и гипотензией, избыточной седацией и нарушениями походки. В рамках нового исследования получили дополнительные доказательства повышения риска переломов при их применении, что, по мнению авторов, означает, что пациентам пожилого возраста атипичные нейролептики следует применять с осторожностью и, по возможности, назначать альтернативное и более безопасное лечение.

Виталий Безшейко

15 октября, 2020
Was this article helpful?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *