Музыкальная терапия при расстройствах аутистического спектра у детей

Резюме. Улучшение навыков общения может быть связано с расширением взаимодействий между слуховыми и двигательными областями мозга

Актуальность

Расстройства аутистического спектра (РАС) — состояния, характеризующиеся сложностями социальной коммуникации, а также ограничениями репертуара поведенческих моделей. Несмотря на достаточно широкую распространенность указанных нарушений, этиология, клинические проявления и базовые нейрофизиологические механизмы РАС отличает выраженная гетерогенность, что во многом определяет диапазон поиска поведенческих и психосоциальных моделей адаптации и терапии. Однако до настоящего времени исследователями и клиницистами не достигнуто единого мнения относительно того, какие терапевтические направления могут быть наиболее эффективны для людей с подобными особенностями.

Большинство современных коррекционных стратегий адаптированы для детей в возрасте младше 6 лет для того, чтобы как можно в более раннем возрасте способствовать формированию и развитию навыков адаптивного поведения ребенка в социуме. В критические переходные периоды развития дети с РАС и их семьи сталкиваются с необходимостью преодоления известных сложностей. Так, дети младшего школьного возраста нередко остаются незащищенными в социальной среде, что обусловлено сужением спектра социально-коммуникативных моделей реагирования. Это послужило основой поиска и исследования альтернативных, невербальных и творческих сфер адаптации в социуме — таких, которые могли бы развить социальные взаимодействия, тем самым расширяя перспективы значимых отношений. Примером подобных возможностей в области медицины и искусства стала музыка и ее применение в терапевтическом ключе.

В новой работе учеными Межнациональной лаборатории по изучению головного мозга, музыки и звука (International Laboratory for Brain, Music and Sound Research (BRAMS)) и кафедры психологии Монреальского университета (Department of Psychology, University of Montreal), Канада, при сотрудничестве их коллег из Центра исследований мозга, языка и музыки (Centre for Research on Brain, Language and Music (CRBLM)) и Медицинского факультета Университета Макгилл (Faculty of Medicine, McGill University), Канада, было показано, что индивидуальные занятия пением или игрой на музыкальном инструменте могут значимо расширить навыки общения ребенка с РАС, улучшить качество жизни семьи, а также расширить диапазон связности функционирования основных нейронных сетей.

Материалы и результаты исследования

В указанном клиническом наблюдении дети в возрасте 6–12 лет (n=51) были обследованы и приглашены к участию в музыкально-терапевтическом проекте в течение 3 мес. На исходном этапе исследования родителям детей предложили заполнить опросники, позволяющие оценить особенности навыков коммуникации детей в социуме и показатели качества жизни семьи, а также степень выраженности аутичных черт ребенка. Кроме того, для выяснения базового уровня активности центральных нервных структур каждому ребенку было проведено МРТ-сканирование головного мозга. В дальнейшем случайным образом детей распределили на две группы, в одной из которых предлагались музыкальные интервенции. 45-минутные сессии музыкальной терапии проводились сертифицированными музыкальными терапевтами частной практики музыкальной терапии Вестмаунт (Westmount Music Therapy), Канада.

В музыкальной группе дети, работая вместе с терапевтом, который поощрял обратное взаимодействие и музыкальный отклик ребенка, пели и играли на различных предложенных или выбранных ими самостоятельно музыкальных инструментах. В контрольной группе дети работали с одним и тем же терапевтом, играя, но без каких-либо взаимодействий в пространстве музыки. По завершению терапевтического наблюдения родителям было предложено оценить возможные изменения. Так, родители детей, посещавших музыкальную группу, сообщили о значимых улучшениях коммуникативных способностей своих детей, а также позитивных изменениях в качестве жизни семьи, помимо тех, которые также обозначали родители детей контрольной группы. Тем не менее в каждой из групп по итоговым оценкам взрослые не отметили значимых улучшений, которые бы позволяли судить об уменьшении выраженности черт аутизма их детей. По словам авторов исследования, улучшение навыков общения у детей, посещавших занятия музыкальной терапии, что подтверждалось данными визуализации структур головного мозга методом МРТ, могло объясняться расширением активных взаимосвязей между слуховыми и двигательными областями мозга и относительным уменьшением аудиовизуальных взаимодействий, как правило, преобладающих у лиц с чертами аутизма.

Руководитель работы докторант Монреальского университета Мега Шарда (Megha Sharda) объяснила, что оптимальная связность нейронального функционирования указанных регионов головного мозга имеет решающее значение для интеграции сенсорных стимулов и социального взаимодействия. Например, общение с другим человеком обязывает нас обращать внимание на то, что он говорит, прогнозировать и планировать свой ответ и одновременно игнорировать внешние фоновые шумы. Но для людей с РАС подобные задачи могут быть непреодолимы.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Таким образом, результаты представленного клинического исследования позволили впервые продемонстрировать, что терапевтические музыкальные занятия у детей школьного возраста с диагностированным РАС могут действительно стать источником улучшения социальных взаимодействий ребенка. Кроме того, получены возможные нейрофизиологические обоснования клинических результатов улучшения коммуникативных возможностей. «Важно все же отметить, что наше исследование, а также недавний крупномасш­табный клинический проект по изучению потенциала музыкальных терапевтических интервенций не выявили достоверных изменений в отношении самих симптомов аутизма, — добавила М. Шарда. — Возможно, это связано с тем, что у нас нет инструмента, достаточно чувствительного для непосредственной оценки изменений поведенческих нюансов социальных взаимодействий».

Поэтому перспективы исследования авторы усматривают в разработке инструментов, позволяющих оценить возможности улучшения навыков общения путем непосредственного наблюдения за взаимодействием между ребенком и терапевтом. В заключение авторы выразили надежду на то, что универсальная привлекательность музыки делает ее применимой в глобальном значении и может быть реализована при относительно малых ресурсных затратах, но в обозримых масштабах и в различных условиях — например дома или в школах.

Наталья Савельева-Кулик

27 сентября, 2020
Was this article helpful?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *