Как микроклимат в семье влияет на развитие мозга ребенка?

Резюме. Негативный опыт ребенка на протяжении первых 6 лет жизни уменьшает объем критических участков мозга

Как микроклимат в семье влияет на развитие мозга ребенка?Психофизиологическая проблема адаптации мозга к негативным психологическим факторам внешней среды уже длительное время находится в центре внимания медицинского сообщества, однако бум ее изучения начался сравнительно недавно вместе с усовершенствованием методов нейровизуализации.

В ходе предыдущих исследований, результаты которых опубликованы с 2010 г., удалось выяснить, что негативный опыт в детстве, включая недостаток родительской заботы, плохое обращение с ребенком, домашнее насилие, ассоциированы с некоторыми структурными изменениями в сером веществе головного мозга. Такой эффект, прежде всего, связывают с нейробиологическими последствиями избыточного стресса. Например, в двух исследованиях выявили взаимосвязь между негативным детским опытом и аллостатической нагрузкой, ассоциированной со стрессом в более позднем возрасте. Другими словами, организм таких детей со временем начинает неадекватно реагировать на стресс, например, стрессовый ответ в виде гиперактивности гипоталамо-гипофизарно-адреналовой оси не останавливается после прекращения действия стрессового фактора. Такая аллостатическая нагрузка, в свою очередь, приводит к структурному ремоделированию головного мозга и развитию психических расстройств.

В новом исследовании авторский коллектив во главе с докто­ром Сарой Дженсен (Sarah Jensen) из Королевского колледжа Лондона, Великобритания, попытался более детально изучить эту проблему. Главная цель эксперимента — изучение влияния негативного опыта на протяжении первых 6 лет жизни на объем кортикального серого вещества в молодом возрасте. Как отмечают исследователи, предыдущие работы были сфокусированы больше на изменениях подкорковых структур, таких как гиппокамп и миндалина, и проблема адаптации коры к такому опыту остается мало изученной.

Всего обследовали и изучили медицинскую документацию 494 мужчин молодого (18 лет–21 год) возраста. Участников отобрали из лонгитудинального исследования «Avon Longitudinal Study of Parents and Children». Кроме нейровизуализации, исследователи также провели опрос матерей относительно негативных событий в семье, включая интерперсональную утрату, нестабильность семейных отношений и насилие в отношении ребенка/матери. Также матерей опросили о наличии симптомов депрессии и тревоги у детей в возрасте 7; 10 и 13 лет.

С помощью магнитно-резонансной томографии ученые проводили три измерения — кортикальной толщины, площади зоны серого вещества и объема серого вещества (объем = толщина · площадь). Анализ проводили при помощи специального алгоритма, который учитывал возможные изменения в сером веществе вследствие различных факторов, не относящихся к исследованию, например, длительности грудного вскармливания, поскольку подобные факторы также могут влиять на эти показатели.

Анализ продемонстрировал, что негативный опыт прямо коррелирует с меньшим объемом серого вещества в передней поясной коре и с большим — в предклинье, участке мозга, находящемся в теменной доле. Опосредовано, через симптомы депрессии и тревоги, ученые выявили корреляцию негативного опыта с уменьшенным объемом правой верхней фронтальной извилины.

Следует отметить, что передняя поясная кора, предположительно, участвует в выполнении таких когнитивных функций, как принятие решений и ожидание награды, а также в контроле эмоций. Одна из известных функций верхней фронтальной извилины — самоосознавание (self-awareness) в соответствии с поступающими сенсорными сигналами, то есть узнавать себя и отделять от других людей и элементов внешней среды.

Ученые подчеркивают, что процесс раннего развития мозга у людей и приматов характеризуется экспансией кортикальных поверхностных зон. По всей видимости, негативный опыт как-то ограничивает этот процесс. Также не исключено, что увеличение объема предклинья свидетельствует о позитивной адаптации мозга к такому влиянию. Примечательно, что этот участок мозга отвечает за самосознание (self-consciousness) — высшую форму самоосознавания, способность мыслить о своем существовании как отдельного индивида.

Виталий Безшейко

15 октября, 2020
Was this article helpful?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *